Второй номер Бюллетеня Счетной палаты РФ (Тема – Университеты)

Представляем второй номер  Бюллетеня Счетной палаты Российской Федерации. Тема – университеты. В этом выпуске обсуждается эффективность Проекта повышения конкурентоспособности российских вузов (Проект 5-100) и изменения системы российского образования в целом.

Проанализировав результаты реализации Проекта 5-100, Счетная палата Российской Федерации установила, что ни один из 21 вуза-участника не смог войти в первую сотню ведущих глобальных институциональных рейтингов университетов. Лучших результатов удалось достичь на уровне отдельных предметных рейтингов – по итогам 2020 года восемь университетов попали в топ-100 таких списков.

В то же время реализация Проекта 5-100 задала новые стратегические ориентиры развития для российских университетов, позволила сформировать в стране группу университетов-лидеров, встроиться в мировые тенденции реализации программ академического превосходства и усилить масштаб и значимость университетской науки.

Проект 5-100 увеличил масштаб и ценность российских научных работ: удельный вес публикаций вузов-участников в общем числе публикаций, индексируемых Web of Science, вырос с 17,4% в 2012 году до 33,3% в 2019 году, а доля университетов Проекта 5-100 в общероссийском объеме публикаций в журналах первого квартиля за тот же период увеличилась с 19,7 до 47,7%.

Проект способствовал усилению концентрации государственной поддержки в относительно небольшой группе вузов-участников. При этом равноценная поддержка другим категориям университетов не оказывалась. Вузы, принимающие участие в Проекте 5-100 одновременно с участием в иных государственных программах поддержки для национальных исследовательских университетов, федеральных университетов и других, как правило, аккумулировали большую часть финансовых и кадровых ресурсов, привлекали наиболее перспективных студентов и исследователей, что усилило диспропорции внутри системы высшего образования в России.

По итогам проверки Счетная палата Российской Федерации отметила неоднородность вузов-участников Проекта и неоднозначную модель финансирования, которая еще больше закрепляла диспропорции внутри группы университетов. Так, объем финансирования, который получали вузы первой группы, в 6–7 раз превышал объем государственной поддержки, предоставляемой вузам третьей группы. В результате в большинстве вузов средства, полученные в рамках Проекта 5-100, составляли менее 10% от общего объема их доходов, что не всегда было достаточно для полноценной трансформации в рамках программ развития.

 

Предыдущие номера Бюллетеня можно посмотреть в специальном разделе.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *