ОТЧЁТ

о результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования финансовых средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Хакасия на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия"



Основание для проведения контрольного мероприятия

План контрольно-ревизионных мероприятий Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на 2007 год, утвержденный постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 13.12.2006 № 559-18.

Цель контрольного мероприятия

Проверить целевое и эффективное использование финансовых средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Хакасия на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия.

Предмет контрольного мероприятия

Документы, подтверждающие фактическое поступление и расходование средств республиканского бюджета Республики Хакасия, нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами республиканского бюджета Республики Хакасия, платежные и иные первичные документы, финансовая (бухгалтерская) и статистическая отчетность, подтверждающие совершение операций со средствами республиканского бюджета Республики Хакасия.

Объекты контрольного мероприятия

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, ОАО "Табатское", СПК "Копьевский", ЗАО "Первомайское", КФХ "Нива" (Порватов В.В.), ЗАО "Очурское".

Проверяемый период: 2004 - 2006 годы.

Сроки проведения проверки: с 01 марта по 19 июня 2007 года.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия 26.06.2007 представлены свои замечания и возвращен неподписанный Акт проверки.

Результаты контрольного мероприятия

Общие сведения

Согласно Перечню, утвержденному министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, в агропромышленный комплекс Республики Хакасия по состоянию на 01 января 2007 года входили 672 сельхозтоваропроизводителя, в том числе 96 предприятий и организаций, 9 агросервисных предприятий, 149 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 334 личных подсобных хозяйства, 27 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 13 ветеринарных учреждений, 8 предприятий мелиорации, 8 предприятий снабжения, 1 контрольно-семенная инспекция, 19 прочих предприятий, а также 8 районных управлений (отделов) сельского хозяйства.
По сравнению с 2004 годом количество сельскохозяйственных предприятий, организаций и других хозяйств, входящих в агропромышленный комплекс Республики Хакасия увеличилось на 503 единицы. Рост произошел в основном за счет увеличения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в 2006 году составляла 207 тыс. га, что ниже уровня 2003 года на 35 тыс. га, или на 14,5%.
За последние годы прослеживается тенденция к уменьшению производства сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех форм собственности. Так, объем продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2004 году по отношению к 2003 году составил 95,3%, в 2005 году по отношению к 2004 году - 88,3%. Некоторое увеличение производства продукции сельского хозяйства наблюдается в 2006 году, которое к уровню 2005 года составило - 102,9%.
Поголовье крупного рогатого скота со 132,4 тыс. голов на 1 января 2004 года сократилось до 123,1 тыс. голов на 1 января 2007 года.
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия износ техники по состоянию на 01.11.2006 составил 74,4%.
В 2004-2006 годах государственная поддержка агропромышленного комплекса республики через Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия осуществлялась путем субсидирования 28-ми направлений. Объем бюджетных средств направленный в агропромышленный комплекс, в том числе и на содержание Минсельхозпрода РХ в проверяемом периоде возрос в 2,1 раза и составил в 2004 году - 109 846 тыс. рублей, в 2005 году - 140 059 тыс. рублей и в 2006 году - 235 958 тыс. рублей.
Получатели, расчетная ставка субсидий, а также перечень документов, необходимых для начисления субсидий устанавливались Порядком финансирования расходов республиканского бюджета утверждаемого на очередной финансовый год постановлениями Правительства Республики Хакасия. Однако, по отдельным направлениям субсидирования, таким как покупка племенного скота, семян, сельхозтехники не предусмотрено предоставление документов подтверждающих факт оплаты расходов (платежное поручение, квитанция к приходному ордеру, товарный, кассовый чеки).
Ни одним нормативным документом не определены критерии и показатели выделения субсидий (наличие сельхозугодий, изношенность сельхозтехники, убыточность и другие), что затрудняет проведение оценки эффективного использования бюджетных средств, выделенных на поддержку агропромышленного комплекса Республики Хакасия.
В заключенных договорах субсидирования между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия и получателем субсидий обязанность сторон сводилась к предоставлению и принятию документов для начисления субсидий, а также перечислению денежных средств на расчетный счет получателя субсидий. Взаимосвязь между оказанием поддержки агропромышленного комплекса и конечным результатом сельскохозяйственного производства (повышение производства молока, мяса, урожайности, увеличение посевных площадей сельскохозяйственных культур и т.д.) отсутствовала.

2004 год

Поддержка агропромышленного комплекса Республики Хакасия за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (далее по тексту - республиканский бюджет) в 2004 году осуществлялась путем субсидирования по 20-ти направлениям. Получатели субсидий и порядок регулирования выплат установлены Порядком финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2004 года № 38 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2004 год" (далее по тексту - постановление о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2004 год).
Законом Республики Хакасия от 15 декабря 2003 года № 78 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2004 год" по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия по разделу 0800 подразделу 0801 "Сельскохозяйственное производство" предусматривалось финансирование в сумме 60 044 тыс. рублей, в том числе на субсидирование животноводческой продукции - 35 000 тыс. рублей. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее по тексту - Министерство) данные бюджетные ассигнования распределены по следующим направлениям:
Согласно утвержденной программе проверено два направления субсидирования - на молоко и на покупку племенного скота.

Субсидии на молоко
Пунктом 4 приложения № 5 к постановлению о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2004 год установлено, что размеры субсидий на молоко должны определяться ежемесячно исходя из объемов фактически реализованного на территории Республики Хакасия молока: учреждениям бюджетной сферы, финансируемым из республиканского бюджета; предприятиям, перерабатывающим молоко и зарегистрированным на территории Республики Хакасия.
Ставка на 1 тонну молока установлена в размере 700 рублей.
Начисление субсидий должно производиться ежемесячно по расчетам, предоставляемым хозяйствами и заверенным: органами государственной статистики, администрацией муниципального образования и предприятием, перерабатывающим молоко.
Министерством заключены договоры субсидирования на молоко с 53 сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в 2004 году в Перечень предприятий, организаций входящих в агропромышленный комплекс Республики Хакасия, в том числе с 45 сельскохозяйственными предприятиями и 8 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В ходе проверки установлено, что в Министерстве отсутствуют справки-расчеты, подтверждающие реализацию молока учреждениям бюджетной сферы и перерабатывающим предприятиям. Согласно объяснительной записке заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Матвиенко В.Н. в 2004 году получатели субсидий представляли справки-расчеты в двух экземплярах, один из которых, возвращался в хозяйство, а второй представлялся вместе с отчетом в Министерство финансов и экономики Республики Хакасия. В ходе встречных проверок ЗАО "Очурское", ОАО "Табатское", ЗАО "Первомайское", КФХ "Нива" (Порватов В.В.) подтвердить наличие справок-расчетов за 2004-2005 годы и I полугодие 2006 года не представилось возможным в связи с изъятием документов органами прокуратуры и МВД Хакасии. Проверкой СПК "Копьевский" за 2004-2006 годы установлено наличие всех подтверждающих документов для начисления субсидий на молоко.
В соответствии с представленными ежемесячными отчетами по начислению и выплате субсидий на молоко всего реализовано 35 258,6 тонн, в том числе сельскохозяйственными предприятиями - 32 521,3 тонн, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 2737,3 тонн.
Исходя из установленной в 2004 году ставки на 1 тонну молока начислено субсидий в сумме 24 681,0 тыс. рублей. Фактически финансирование по данному мероприятию обеспечено на 23 082,2 тыс. рублей, или на 93,5% расчетной потребности и на 100,4% от планируемых Министерством средств по данному направлению. Остаток начисленных, но невыплаченных субсидий составил 1598,8 тыс. рублей.
В течение года финансирование на молоко осуществлялось неравномерно и непропорционально начисленным суммам субсидий. Так, в январе начислено субсидий в сумме 1388,7 тыс. рублей, выплаты не было, в марте начислено - 1470,7 тыс. рублей, выплачено - 409,4 тыс. рублей, или 27,8%, в июне начислено - 3483,8 тыс. рублей, выплачено - 8534,3 тыс. рублей, или 245,0%, в сентябре начислено -2636,5 тыс. рублей, выплачено - 4058,2 тыс. рублей, или 153,9%, в декабре начислено - 1307,0 тыс. рублей, выплачено - 285,4 тыс. рублей, или 21,8%.
Между участниками мероприятий суммы субсидий распределялись также неравномерно. Например, с начала года по июнь включительно ЗАО "Первомайское" при начисленной субсидии в сумме 1029,8 тыс. рублей выплачено - 1294,8 тыс. рублей, или 125,7%, за этот же период СПК "Копьевский" при начисленной субсидии в размере 1165,7 тыс. рублей получил - 1408,0 тыс. рублей, или 120,8%. При этом, ФГУП "Племенной завод Бородинский" получило 81,2% субсидий, КФХ "Нива" (Порватов В.В.) - 56,4%.

Субсидирование покупки племенных животных
Постановлением о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2004 год предусмотрена поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Хакасия по закупу племенных животных путем выплаты субсидий в размере 50% стоимости живого веса приобретенного племенного скота согласно представляемому Министерству реестру, заключенному договору и акту приема-передачи между поставщиком и покупателем.
Министерством заключены договоры субсидирования на покупку племенного скота с 19 сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в 2004 году в Перечень предприятий, организаций входящих в агропромышленный комплекс Республики Хакасия, в том числе с 15 сельскохозяйственными предприятиями и 4 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В проверяемом периоде всего приобретено скота на общую сумму 7671,8 тыс. рублей. Соответственно начисленный размер субсидий составил 3835,9 тыс. рублей. Фактически заявленная потребность участников мероприятия в субсидировании на поддержку племенного животноводства профинансирована в сумме 3500,0 тыс. рублей, или 91,2% расчетной потребности и 100% от планируемых Министерством средств по данному направлению субсидирования. Остаток начисленных, но невыплаченных субсидий составил 335,9 тыс. рублей.
С учетом государственной поддержки из республиканского бюджета в 2004 году приобретено 427 голов племенного скота, в том числе крупного рогатого скота - 412 голов (красно-пёстрой и симментальской породы - 359, герефордов - 53), свиней - 14 голов (белая крупная), лошадей - 1 русский тяжеловоз. Основными поставщиками крупного рогатого скота и лошадей являлись племенные хозяйства Республики Хакасия, такие как ЗАО "Копьевское", ГУП РХ "Борец", ЗАО "Первомайское", ФГУП "Хакасское", ФГУП ГПЗ "Сонский", ЗАО "Шебаевское", ЗАО "Белеликское", ГРУ ЗК "Хакасская". Закуп свиней осуществлялся за пределами республики в СХПК "Ачинский".
В ходе проверки документов представленных сельхозтоваропроизводителями для начисления субсидий установлено, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству Кублик В.А. в нарушение пункта 4 приложения № 5 к постановлению о мерах по реализации республиканского бюджета на 2004 год при отсутствии реестра на покупку 11 голов крупного рогатого скота начислены и выплачены субсидии в сумме 74,4 тыс. рублей.

2005 год

Законом Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года № 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год" по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия по целевой статье расходов 260 00 00 "Сельскохозяйственное производство" предусмотрено финансирование в сумме 111 956 тыс. рублей (186,5% к уровню 2004 года).
Государственная поддержка развития животноводства предусматривалась в форме субсидирования животноводческой продукции в общей сумме 41 516 тыс. рублей, из них за счет федерального бюджета - 4714 тыс. рублей (субсидии племенным хозяйствам республики) и республиканского бюджета - 36 802 тыс. рублей. Министерством бюджетные ассигнования из республиканского бюджета распределены по следующим направлениям:
Всего в 2005 году поддержка агропромышленного комплекса Республики Хакасия за счет средств республиканского бюджета предусматривалась путем субсидирования по 15 направлениям. Согласно утвержденной программе проверено два направления субсидирования - на молоко и на покупку племенного скота.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2004 года № 410 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год" финансирование субсидий на молоко и на покупку племенного скота в 2005 году осуществлялось в соответствии с пунктом 4 приложения № 5 к постановлению о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2004 год.

Субсидии на молоко
Министерством заключены договоры субсидирования на молоко с 43 сельскохозяйственными товаропроизводителями, входящими в 2005 году в Перечень предприятий, организаций агропромышленного комплекса Республики Хакасия, в том числе с 36 сельскохозяйственными предприятиями и 7 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В 2005 году в Министерстве также отсутствуют расчеты, подтверждающие реализацию молока учреждениям бюджетной сферы и перерабатывающим предприятиям.
Согласно представленным ежемесячным отчетам по начислению и выплате субсидий на молоко всего реализовано 38 398,5 тонн, в том числе сельскохозяйственными предприятиями - 35 974,5 тонн, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 2424,0 тонн.
Исходя из установленной ставки на 1 тонну молока начислено субсидий 26878,9 тыс. рублей, фактически выплачено - 21 435,5 тыс. рублей, или 79,8% от расчетной потребности и 99,9% от планируемых Министерством средств на данное направление субсидирования. Остаток начисленных, но невыплаченных субсидий на молоко составил 5443,4 тыс. рублей.
Как и в 2004 году в течение 2005 года финансирование на молоко осуществлялось неравномерно и непропорционально начисленным суммам субсидий. В январе начислено субсидий в сумме 1126,6 тыс. рублей, выплат не было; в апреле начислено - 1596,4 тыс. рублей, выплачено - 11 285,2 тыс. рублей, или 706,9%; в июне начислено - 3657,5 тыс. рублей, выплат не было; в сентябре начислено - 3048,4 тыс. рублей, выплачено - 55,9 тыс. рублей, или 1,8%.
Между участниками мероприятий суммы субсидий распределялись также неравномерно. Например, с начала года по июнь включительно ОАО "Новотроицкое" при начисленной субсидии в сумме 144,9 тыс. рублей выплачено - 386,1 тыс. рублей, или 266,4%, ГУП РХ "Борец" при начисленной субсидии в сумме 404,2 тыс. рублей выплачено - 772,7 тыс. рублей, или 191,2%. При этом, крестьянское (фермерское) хозяйство "Потехино" профинансировано на 27,6%, крестьянские (фермерские) хозяйства Идрисова Б.Н. и Сараева И.П. не финансировались.

Субсидирование покупки племенных животных
Министерством заключены договоры субсидирования на покупку племенного скота с 20 сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в 2005 году в Перечень предприятий, организаций входящих в агропромышленный комплекс Республики Хакасия, в том числе с 11 сельскохозяйственными предприятиями и 9 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В 2005 году всего приобретено скота на общую сумму 13 826,4 тыс. рублей, что в 1,8 раза выше показателей 2004 года. Соответственно начисленный размер субсидий составил 6913,2 тыс. рублей. Фактически данное мероприятие профинансировано на 100%.
Всего с учетом государственной поддержки из республиканского бюджета приобретено племенного скота в количестве 881 голова, в том числе крупного рогатого скота - 717 голов (красно-пёстрой и симментальской породы - 267, герефордов - 450), свиней - 17 голов (белая крупная), лошадей - 41 (русский тяжеловоз), овец - 106 (красноярская тонкорунная). Основными поставщиками крупного рогатого скота, лошадей и овец являлись племенные хозяйства Республики Хакасия, такие как ЗАО "Копьевское", ГУП РХ "Борец", ЗАО "Первомайское", ФГУП "Хакасское", ФГУП ГПЗ "Сонский", ЗАО "Шебаевское", ЗАО "Белеликское", ГРУ ЗК "Хакасская", КСП "Аскизский племенной". Закуп свиней осуществлялся за пределами республики в СХПК "Ачинский".
В нарушение пункта 4 приложения № 5 к постановлению о мерах по реализации республиканского бюджета на 2004 год при отсутствии реестров на покупку племенного скота начислены и выплачены субсидии на общую сумму 587,052 тыс. рублей, в том числе ООО "Белеликское" - 150,0 тыс. рублей, СПК "Луговое" - 61,27 тыс. рублей, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам "Потехино" - 99,97 тыс. рублей, Миндибекова И.И. - 145,612 тыс. рублей, Зимина О.В. - 130,2 тыс. рублей.

2006 год

Законом Республики Хакасия от 22.12.2005 № 100-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (далее по тексту - Закон о республиканском бюджете на 2006 год) по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия по целевой статье 260 00 00 "Сельскохозяйственное производство" предусмотрено финансирование в объеме 238 938 тыс. рублей (213,4% к уровню 2005 года).
Государственная поддержка предусматривалась в форме субсидирования животноводческой продукции в сумме 26 498 тыс. рублей (за счет федерального бюджета - 2398 тыс. рублей, республиканского - 24 100 тыс. рублей). Министерством данные бюджетные ассигнования распределены по следующим направлениям:
Государственная поддержка мероприятий в области сельскохозяйственного производства предусматривалась в сумме 93 855 тыс. рублей. Министерством данные бюджетные ассигнования распределены по следующим направлениям:
Кроме того, Законом о республиканском бюджете на 2006 год планировалось субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ в общей сумме 37 786 тыс. рублей, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета - 9290 тыс. рублей, из республиканского бюджета - 28 496 тыс. рублей.

Всего в 2006 году поддержка агропромышленного комплекса Республики Хакасия за счет средств республиканского бюджета осуществлялась путем субсидирования по 19 направлениям. Согласно утвержденной программе проверено пять направлений субсидирования - на молоко, на покупку племенного скота, на приобретение семян, сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов.

Получатели субсидий и порядок регулирования выплат установлены Порядком финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2005 г. № 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (далее по тексту - постановление о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год).

Субсидии на молоко
Пунктом 2.2.3. приложения 2 к постановлению о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год предусмотрено, что субсидии начисляются ежемесячно исходя из объемов фактически реализованного молока на социальные нужды и предприятиям, перерабатывающим молоко. Выплата субсидий должна производиться ежемесячно по расчетам, предоставляемым хозяйствами и заверенным райсельхозуправлениями (отделами), администрацией муниципального образования, предприятием, перерабатывающим молоко, и ведущим специалистом по продовольственной безопасности, закупкам и качеству Министерства при условии сохранения маточного поголовья в течение года не ниже уровня, сложившегося по состоянию на 01 января 2006 года.
Министерством заключены договоры субсидирования на молоко с 61 сельскохозяйственным товаропроизводителем, входящим в 2006 году в Перечень предприятий, организаций агропромышленного комплекса Республики Хакасия, в том числе с 35 сельскохозяйственными предприятиями, 10 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и 16 личными подсобными хозяйствами.
Согласно представленным ежемесячным отчетам по начислению и выплате субсидий всего реализовано молока - 38 923,7 тонн, в том числе сельскохозяйственными предприятиями - 36 939,9 тонн, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 1873,1 тонн, личными подсобными хозяйствами - 110,7 тонн.
Исходя из установленной в 2006 году ставки в размере 1200 рублей на 1 тонну молока начислено субсидий 46 708,4 тыс. рублей, выплачено - 45 355,1 тыс. рублей, или 97,1% расчетной потребности и 92,6% от планируемых Министерством средств по данному направлению субсидирования. Остаток начисленных, но невыплаченных субсидий составил 1353,3 тыс. рублей.
В течение 2006 года финансирование на молоко по-прежнему осуществлялось неравномерно и непропорционально начисленным суммам субсидий. Так, в январе начислено субсидий в сумме 2733,2 тыс. рублей, выплат не было, в марте начислено - 2988,0 тыс. рублей, выплачено - 21 683,6 тыс. рублей, или 725,7%, в июле начислено - 5870,8 тыс. рублей, выплат не было, в сентябре начислено - 4802,4 тыс. рублей, выплат не было, в декабре начислено - 2739,7 тыс. рублей, выплачено - 6611,9 тыс. рублей, или 241,3%.
Распределение субсидий между участниками мероприятий также производилось неравномерно. Например, при начисленной субсидии с начала года за шесть месяцев СПК "Копьевский" в сумме 2678,3 тыс. рублей было выплачено 5940,8 тыс. рублей, или 221,2%, СПК "Шира" начислено - 36,1 тыс. рублей, выплачено - 346,1 тыс. рублей, или 958,7%. При этом, крестьянским (фермерским) хозяйствам "Потехино" выплачено - 33,9%, Сараева И.П. - 14,4%, а ООО "Туимское" при начисленной сумме субсидии - 118,0 тыс. рублей выплаты не осуществлялись.
В ходе проверки документов представленных сельхозтоваропроизводителями для начисления субсидий установлено:
В январе 2006 года согласно справкам-расчетам КСП "Аскизский племенной" начислены субсидии на молоко в сумме 5,4 тыс. рублей, в феврале СК "Есинский" - 2,3 тыс. рублей. В марте, согласно объяснительной записке заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Матвиенко В.Н., ошибочно выплачено КСП "Аскизский племенной" - 2,3 тыс. рублей, а СК "Есинский" - 5,4 тыс. рублей. Таким образом, КСП "Аскизский племенной" недополучил субсидию, а СК "Есинский" излишне выплачена субсидия в сумме 3,1 тыс. рублей (на момент проверки сумма не возвращена).

Субсидирование покупки племенных животных
Постановлением о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год также предусмотрена поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Хакасия по закупу племенных животных путем выплаты субсидий в размере 50% стоимости живого веса приобретенного племенного скота согласно реестру, заключенному договору между продавцом и покупателем, согласованному с Министерством, и акту приема-передачи животных.
Министерством заключены договоры субсидирования на покупку племенного скота с 38 сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в 2006 году в Перечень предприятий, организаций входящих в агропромышленный комплекс Республики Хакасия, в том числе с 15 сельскохозяйственными предприятиями и 23 крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами.
В 2006 году всего приобретено племенного скота на общую сумму 42 653,9 тыс. рублей, что в 3,1 раза выше показателей 2005 года. Соответственно начисленный размер субсидий составил 21 326,9 тыс. рублей. Фактически данное мероприятие профинансировано на 15 300,1 тыс. рублей, или на 71,7% от заявленной потребности и почти на 100% от планируемых Министерством средств по данному направлению субсидирования. Остаток невыплаченной субсидии в сумме 6026,8 тыс. рублей предусматривается выплатить в 2007 году по постановлению Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 г. № 381 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год".
Приобретено племенного скота в количестве 6352 головы, в том числе крупного рогатого скота - 1365 голов (красно-пёстрой и симментальской породы - 1013, герефордов - 352), свиней - 53 головы (белая крупная), лошадей - 87 голов (русский тяжеловоз), овец и баранов - 4847 голов. Основными поставщиками крупного рогатого скота и лошадей являлись племенные хозяйства Республики Хакасия, такие как ЗАО "Копьевское", ГУП РХ "Борец", ЗАО "Первомайское", ФГУП "Хакасское", ФГУП ГПЗ "Сонский", ЗАО "Шебаевское", ЗАО "Белеликское", ГРУ ЗК "Хакасская", ООО "Мустанг". Закуп свиней осуществлялся за пределами республики в СХПК "Ачинский", овец - в ГУП "Торгалыг", ГУП "Малчын" (Республика Тыва).
Документы, подтверждающие целевое расходование республиканских средств на возмещение части затрат при покупке племенного скота соответствуют требованиям постановления о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год и представлены в Министерство в полном объеме.

Возмещение части затрат на приобретение семян
Пунктом 2.2.6. приложения 2 к постановлению о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год предусмотрено, что средства республиканского бюджета на возмещение части затрат на приобретение репродукционных семян зерновых и кормовых культур направляются в размере:
Приобретение семян хозяйствами по видам, культурам, сортам, количеству, качеству и цене должно осуществляться по распоряжению Министерства.
Выплата средств должна производиться на основании представленных договоров на закупку семян, счетов-фактур, товарных накладных, сортовых документов и сертификатов качества.
Министерством заключены договоры субсидирования на приобретение семян с 28 сельскохозяйственными товаропроизводителями, входящими в 2006 году в Перечень предприятий, организаций агропромышленного комплекса Республики Хакасия, в том числе с 18 сельскохозяйственными предприятиями и 10 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В целях обеспечения сельхозтоваропроизводителей семенами сельскохозяйственных культур под посев 2006 года Министерством было издано распоряжение от 07 апреля 2006 года № 07 о разрешении приобретать семена по видам, культурам, сортам и количеству у определенных производителей семян.
В соответствии с вышеназванным постановлением хозяйствами приобретено 1672,7 тонн пшеницы, 436 тонн овса, 83 тонны ячменя у таких поставщиков семян, как СПК "Копьевский", КФХ "Чазрык", ООО "Бирюса", ЗАО "Чулымское", ОНО ОПХ "Курагинское".
Проверкой правильности применения ставок субсидий на приобретение соответствующих видов семян сельскохозяйственных культур нарушений не установлено.
Целевое использование средств подтверждается договорами на закупку семян, счетами-фактурами, товарными накладными, сортовыми документами и сертификатами качества, предусмотренными постановлением о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год. В соответствии с пунктом 2.1.1. договоров субсидирования Министерство обязано проверять достоверность и соответствие документов, представленных Получателем субсидий. При этом, отдельные первичные учетные документы, на основании которых произведены выплаты субсидий, оформлены с нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, в товарных накладных отсутствуют подпись и печать грузополучателя. Например, товарные накладные ЗАО "Биджинское" - на общую сумму 1200 тыс. рублей, в том числе от 14.04.2006 № 668, 669, от 17.04.2006 № 676,677, от 18.04.2006 № 682, 683, от 19.04.2006 № 690, 691, от 20.04.2006 № 696-700; ООО "Весна" - от 23.03.2006 № 80 на сумму 50 тыс. рублей; КФХ "Фермер" - от 10.05.2006 № 1112 на сумму 420 тыс. рублей.
В 2006 году потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в субсидиях на приобретение соответствующих видов семян профинансирована в полном объеме и составила 5056,1 тыс. рублей.

Возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники
В 2004-2005 годах возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники за счет республиканского бюджета не производилось. В 2006 году предусмотрено финансирование данного мероприятия в размере 18 000 тыс. рублей.
Постановлением о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год установлено, что начисление субсидий производится из расчета до 50% стоимости приобретенного технологического оборудования и сельскохозяйственной техники, в том числе капитально отремонтированной в специализированном предприятии. Субсидии на технику, приобретаемую в лизинг, выделяются на возмещение 100% авансового платежа и 50% обязательных ежеквартальных платежей.
Закуп техники и оборудования на условиях финансовой аренды (лизинга) не производился.
Министерством заключены договоры субсидирования на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники с 32 сельскохозяйственными товаропроизводителями, входящими в 2006 году в Перечень предприятий, организаций агропромышленного комплекса Республики Хакасия, в том числе с 15 сельскохозяйственными предприятиями и 17 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В 2006 году сельскохозяйственные товаропроизводители выбирали поставщиков техники самостоятельно. При этом, в соответствии с пунктом 2.2.6. приложения 2 к постановлению о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год вид, марка и количество приобретаемой техники согласовывался с Министерством.
Основными поставщиками сельхозтехники являлись ООО "Техроспром", ИП Морозов Н.Н., ИП Щетников Ю.Р., ЗАО "Агротех".
С привлечением средств республиканского бюджета в 2006 году обновлен парк сельскохозяйственной техники на 180 единиц, в том числе приобретено тракторов - 37, сеялок зерновых - 23, пресс-подборщиков - 20, грабель - 13, жаток - 11, сенокосилок - 14, комбайнов зерноуборочных - 1, кормоуборочные - 2, почвообрабатывающих агрегатов - 9 и другой сельскохозяйственной техники. Субсидирование приобретения техники не сельскохозяйственного назначения не установлено.
Основными критериями для выделения субсидий являлись изношенность машинно-тракторного парка и отсутствие необходимой специализированной техники.
Контроль использования сельскохозяйственной техники приобретаемой на компенсационной основе Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия не предусмотрен ни в одном нормативном документе.
Впервые в 2006 году у сельскохозяйственных товаропроизводителей появилась возможность возместить часть затрат по приобретению техники. В Министерство, в соответствии с постановлением о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год, для начисления субсидий были представлены подтверждающие документы на общую сумму 60 523,3 тыс. рублей. Размер начисленной субсидии составил 30 261,6 тыс. рублей, фактически выплачено 18 000,0 тыс. рублей, или 59,5% расчетной потребности и 100% от планируемых Министерством средств по данному направлению субсидирования. Остаток начисленных, но невыплаченных субсидий на конец года составил 12 261,6 тыс. рублей.
Распределение субсидий между участниками мероприятий также производилось неравномерно. Так, в мае 2006 года за приобретенную технику начислены субсидии СПК "Копьевский" в сумме 1287,2 тыс. рублей и КФХ Кублик В.А. в размере 386,3 тыс. рублей, остаток невыплаченных субсидий на конец года составил 697,5 тыс. рублей и 60,0 тыс. рублей соответственно. При этом, в сентябре КФХ Зайцев С.Н. начислена субсидия в сумме 874,5 тыс. рублей, которая бала выплачена в октябре и декабре полностью, а также в октябре 2006 года СПК "Луговое" за приобретенный пресс-подборщик начислена субсидия в сумме 140,0 тыс. рублей и выплачена в декабре в размере 100%.

Субсидирование части стоимости приобретаемых горюче-смазочных материалов
В соответствии с пунктом 2.2.6. приложения 2 к постановлению о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год, получателями данной субсидии являются сельскохозяйственные товаропроизводители, приобретающие горюче-смазочные материалы на проведение полевых работ, заготовку кормов и уборку урожая под выполняемые объемы работ в соответствии с доведенными лимитами. Размер субсидии – 4,0 тыс. рублей за 1 тонну горюче-смазочных материалов. Выплата должна производиться на основании представленных копий договоров, платежных документов, счетов-фактур и товарных накладных.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия произведен расчет потребности дизельного топлива исходя из размера посевных площадей сельскохозяйственных культур. Каждому предприятию доведен лимит потребления дизельного топлива.
Распределение бюджетных средств Министерством производилось на основании договоров субсидирования, заключенных с 89 сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе с 46 сельскохозяйственными предприятиями и 43 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Основными поставщиками дизельного топлива являлись ООО "ХакасТерминал", ООО "Краснефтеком", ЗАО "Агротех", предприниматели Малышко А.И., Городилов В.В., Стеценко А.М. и Атмайкин А.В., Громыко А.В.
Исходя из установленного размера субсидии и доведенных лимитов, финансовые средства на возмещение части стоимости приобретаемых горюче-смазочных материалов выплачены в полном объеме.
В нарушение пункта 2.2.6. приложения 2 к постановлению о мерах по реализации Закона о республиканском бюджете на 2006 год начисление и выплата субсидий по отдельным хозяйствам производилась Министерством без документов, подтверждающих целевое расходование средств. Так, выплата субсидии ЗАО "Первомайское" в сумме 1452 тыс. рублей произведена при отсутствии договоров на поставку ГСМ (поставщики - предприниматели Городилов В.В., Стеценко А.М. и Атмайкин А.В.). В ходе встречной проверки ЗАО "Первомайское" установлено, что договоры на приобретение ГСМ имеются в наличии. Крестьянским (фермерским) хозяйством "Нива" (поставщик - ООО "ХакасТерминал") не представлены Министерству товарные накладные, подтверждающие получение товара, при этом выплачена субсидия в сумме 231,2 тыс. рублей. В ходе встречной проверки КФХ "Нива" установлено, что товарные накладные имеются в наличии.

Выводы

В ходе проведения контрольного мероприятия по проверке целевого и эффективного использования финансовых средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Хакасия на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2004-2006 годах, выявлено следующее:
1. В проверяемом периоде, несмотря на увеличение количества сельскохозяйственных товаропроизводителей, и объема бюджетных средств направленных в агропромышленный комплекс республики (более чем в 2 раза) наблюдается тенденция к снижению посевных площадей, поголовья крупного рогатого скота и в целом уменьшения производства сельскохозяйственной продукции.
2. Оказание государственной поддержки агропромышленному комплексу не связывается с конечными результатами деятельности финансируемых видов сельскохозяйственного производства (повышение урожайности и увеличение посевных площадей, производства молока, мяса и др.).
3. Порядком финансирования расходов республиканского бюджета утверждаемого на очередной финансовый год постановлениями Правительства Республики Хакасия не определены критерии и показатели выделения субсидий, такие как наличие сельхозугодий, изношенность сельхозтехники, убыточность и другие.
А также не предусмотрено предоставление получателями субсидий документов, подтверждающих факт оплаты расходов по покупке племенного скота, семян, сельхозтехники (платежное поручение, квитанция к приходному ордеру, товарный, кассовый чеки).
4. Начисление и выплата субсидий по отдельным хозяйствам на общую сумму 2344,7 тыс. рублей осуществлялись без предоставления документов предусмотренных постановлением о мерах по реализации закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, в том числе:
5. Суммы субсидий на молоко, на покупку племенных животных, на приобретение сельскохозяйственной техники между участниками мероприятий распределялись Минсельхозпродом РХ неравномерно и непропорционально.
6. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия в отдельных случаях не исполнялась обязанность, предусмотренная договорами субсидирования по проверке достоверности документов предоставленных хозяйствами для выплаты субсидий (отсутствие подписи и печати грузополучателя в товарных накладных).
7. В нарушение Порядка финансирования, предусматривающего ежемесячную периодичность выплаты субсидий, в проверяемом периоде в течение каждого года Министерством финансов и экономики Республики Хакасия финансирование мероприятий по субсидированию осуществлялось неравномерно.

Предложения

  1. Направить представление Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия Министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, в котором предложить:
  2. Министерству финансов и экономики Республики Хакасия рекомендовать формирование бюджетной росписи по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия осуществлять с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве.
  3. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Верховный Совет Республики Хакасия и Правительство Республики Хакасия.

Председатель Контрольно-счетной
палаты Республики Хакасия
О.А. Лях