Контроль контролю рознь
Интервью Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия О.А.Лях
Газета "Хакасия", № 78 от 28.04.2007 г.
20 апреля исполнился год с того дня, как Контрольно-счетную палату Республики Хакасия возглавила Ольга Алексеевна ЛЯХ. Год работы Контрольно-счетной палаты – весомый повод поговорить о ее роли и значении в жизни республики. Но перед этим следует сказать несколько слов о руководителе Палаты.
В послужном списке Ольги Алексеевны, где бы она ни работала, главным является слово «экономист». Свой диплом инженера – экономиста она получила в Восточно-Сибирском технологическом институте города Улан-Удэ. После окончания вуза начинала как инженер по научной организации труда, работала экономистом в закрытом городе Красноярск-26, ведущим экономистом планового отдела «БАМтоннельстроя».
Следующим местом работы стал Абакан, Управление федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, где она проработала 13 лет. Оттуда, с должности заместителя начальника управления, она и перешла на свою новую работу. Но лучше предоставить слово самой Ольге Алексеевне.
- Когда Вас назначили, пришлось все начинать с нуля?
- Конечно, как и при формировании любой новой структуры. Провели регистрацию палаты. Подобрали помещение, начали приобретать самое необходимое оборудование. В июле на сессии Верховного Совета утвердили моего заместителя Манахова Сергея Николаевича и аудитора Подкину Светлану Владимировну. На конкурсной основе приняли специалистов, причем требования к подбору кадров были высокими. Только тестирование кандидатов включало 60 вопросов по бюджетному, налоговому и гражданскому законодательству.
- Желающих много было?
- Достаточно, причем некоторые рассчитывали на довольно высокую зарплату, а оказалось, что она такая же, как и у других служащих. Тем не менее, к 1 сентября мы свой штат укомплектовали, причем достаточно квалифицированными кадрами. С этого времени и начали свою работу по профилю, а, учитывая ее специфику, всем одновременно пришлось учиться – ведь в нашей работе составление акта по итогам проверки порой не самое главное. Важное значение в нашей деятельности имеет экспертно-аналитическая работа. Мы исследуем объекты проверки в комплексе, в привязке к другим уровням бюджетов по всей республике, делаем выводы и предложения, которые в дальнейшем позволят не допускать нарушения и более эффективно использовать средства республиканского бюджета. Первый документ, который мы подготовили – это экспертное заключение на проект республиканского бюджета 2007 года, затем – на бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, немало времени заняла и подготовка заключения, касающегося порядка образования и распределения регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия.
- Ольга Алексеевна, у большинства наших сограждан давно сложилось впечатление, что на одного работающего приходится как минимум два контролера. В чем же цель и смысл создания еще одного контролирующего органа – Контрольно-счетной палаты, с вашей точки зрения, как человека, уже год в этой структуре проработавшего?
- Для каждого контрольного органа предусмотрены конкретная сфера проверок и уровень подотчетности.
Контрольно-счетная палата является органом государственного финансового контроля и её статус и задачи четко отражены в законе Республики Хакасия «О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия». В рамках этих задач мы строим свою контрольно-ревизионную деятельность в отношении органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, использующих средства республиканского бюджета. Причем контролируем не только целевое и надлежащее использование средств бюджета, но и эффективность результатов вложения государственных бюджетных средств. Вот в этом, пожалуй, основное отличие нашей работы от работы других контролирующих органов. Не только выявить нарушение, но и выяснить причины ему способствующие, дать рекомендации как избежать неэффективных затрат и достичь ожидаемого результата с наименьшими потерями бюджетных, т.е. наших с Вами средств.
Поэтому сразу хочу подчеркнуть, что Контрольно-счетная палата не является только «карающим мечом». Наше оружие – это, прежде всего законность, независимость, объективность и гласность всей работы.
- Деятельность других контролирующих и надзорных структур сказывается на работе Палаты?
- С другими структурами органов государственной власти мы осуществляем взаимодействие в рамках заключенных Соглашений. Такие Соглашения о сотрудничестве заключены с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, с прокуратурой и министерством внутренних дел Республики Хакасия.
В рамках Соглашений осуществляется обмен интересующей информацией, оказывается консультативно-методическая помощь и др.
Кроме этого, мы заключили Соглашения о взаимодействии с созданными в Республике Хакасия органами муниципального финансового контроля, поскольку происходящий сейчас процесс реформирования органов местного самоуправления связан с изменением системы функционирования межбюджетных отношений, а это требует единого подхода к организации контрольной деятельности за формированием и исполнением муниципальных бюджетов.
- В чем же здесь заключается роль Палаты?
- К сожалению, изучение практики работы муниципальных образований свидетельствует о типичных нарушениях, допускаемых при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, неэффективном использовании муниципального имущества и так далее.
В этом плане мы видим свою задачу в оказании органам муниципального финансового контроля в организационной, методической и консультативной помощи. Поддерживаем тесное взаимодействие с Ассоциацией представительных органов муниципальных образований, совместно с ней подготовили методические рекомендации по проведению проверки формирования и исполнения бюджета муниципального образования, оказали помощь в разработке проекта положения о контрольном органе муниципального образования.
Совместно с Ассоциацией провели три совещания с председателями советов муниципальных образований по вопросам создания контрольных органов, и у большинства территорий наша инициатива нашла поддержку.
Если на начало 2006 года в республике действовало только два органа муниципального финансового контроля, то сейчас они работают в семи муниципальных образованиях.
Учитывая значимость муниципального финансового контроля, который наиболее приближен к социально-экономическим проблемам местного уровня, Контрольно-счетная палата выступила с инициативой проведения в Хакасии конференции с участием Счетной палаты России, контрольных органов субъектов Российской Федерации и органов муниципальной власти Хакасии. Конференция будет посвящена роли органов муниципального финансового контроля в условиях реформирования местного самоуправления и реализации приоритетных национальных проектов.
- Контрольно-счетная палата, насколько известно, уже провела целый ряд контрольных мероприятий. Что выяснилось по итогам проверок?
- Нами проверены реализации республиканских целевых программ. В их числе программы «Электронная Хакасия», «Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного и ветхого жилищного фонда», «Дети-сироты», проверена реализация в Республике Хакасия приоритетных направлений национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
На наш взгляд, можно отметить характерную для всех недостаточную проработку программных мероприятий на стадии их формирования и утверждения. Особенно влияет на результативность и эффективность программ несоответствие финансового обеспечения мероприятий, запланированных в программе, и их реального бюджетного содержания, определяемого на отдельные периоды. Кроме того, если финансовые средства и выделяются, то нерегулярно и не на все мероприятия программ, предусмотренные их паспортами.
Примером может служить программа «Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного и ветхого жилищного фонда» на 2003-2010 годы, реально профинансированная лишь на 39,4 процента от параметров, заложенных в Программе.
А это, в свою очередь, сказалось и на объемах ликвидации аварийного жилищного фонда, составив всего 20,2 процента от планируемого, и на количестве переселенных семей 9,8 процента от общего количества, предусмотренного программой.
Программа «Электронная Хакасия» профинансирована из бюджета Республики Хакасия в период с 2003 по 2006 годы в размере 11,7 процента от запланированного программой объема.
При реализации подпрограммы «Дети-сироты» имеют место факты расходования бюджетных средств на внепрограммные мероприятия, предоставления детям-сиротам жилых помещений ниже установленной нормы.
По реализации приоритетных направлений национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», Контрольно-счетной палатой также отмечен ряд недостатков. Не выполнены мероприятия по наращиванию объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга, ни одно предприятие агрокомплекса не воспользовалось предусмотренной бюджетом Республики Хакасия госгарантией для закупа племенного скота и техники. Не выполнены контрольные показатели по увеличению производства мяса на 2006 год, не проводилась работа по развитию сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки и сбыта продукции и др.
Несмотря на то, что в ходе реализации долгосрочных программ изменяются социально-экономические условия (стоимость жилья, услуг и т.д.), в программы своевременно не вносятся изменения и корректировки. Не разрабатываются критерии оценки результативности мероприятий программ и финансовых вложений в них, что в конечном итоге сказывается на эффективности бюджетных затрат.
Всего за прошедший период мы подготовили и провели 6 контрольных мероприятий, связанных с проверкой целевого и эффективного использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе республики, при реализации Республиканских целевых программ, связанных с обеспечением жильём детей-сирот и молодых семей, с обеспечением надлежащих условий для учебного процесса в сельских школах и др. Проверкам подверглись не только республиканские министерства и ведомства, отвечающие в целом за реализацию Программы, но и администрации муниципальных образований Республики Хакасия, непосредственно исполняющие программные мероприятия. Выводы и предложения по устранению выявленных нарушений направлены нами в Правительство и Верховный Совет Республики Хакасия.
Кроме контрольно-ревизионных мероприятий, Палатой подготовлено 7 заключений на проекты законов Республики Хакасия, связанных с бюджетными отношениями, разработано более 10 собственных методических документов, касающихся организации проведения финансового контроля.
- А рядовые граждане обращаются к вам с просьбой о проверках?
- Приходят письма и обращения от общественных организаций, от граждан с просьбой провести проверку финансово-хозяйственной деятельности той или иной организации, муниципального образования. В соответствии с законом «О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия» объектами нашей проверки могут быть только структуры органов государственной власти и местного самоуправления, организации, учреждения и предприятия, финансируемые исключительно из бюджета Республики Хакасия и лишь в той части их деятельности, которая использует наши республиканские финансы.
Все мероприятия контрольно-ревизионной деятельности Палаты осуществляются на основании годового плана, который утверждается Верховным Советом Республики Хакасия. Все изменения и дополнения в него могут вноситься решением парламента республики.
Заключения и письменные ответы Контрольно-счетная палата, в соответствии с законом, готовит на основании поручений Верховного Совета Республики Хакасия, запросов Председателя Правительства Республики Хакасия, запросов комитетов, комиссий и депутатов Верховного Совета республики.
Тем не менее, информация, изложенная в поступающих обращениях, будет нами учитываться при осуществлении контрольной работы.
При всей важности работы по выявлению финансовых злоупотреблений приоритетной является работа по анализу и выработке рекомендаций в сфере управления государственными финансовыми и материальными ресурсами. Для нас главное — создать условия, при которых нарушения финансовой дисциплины явились бы скорее редким исключением, чем укоренившимся правилом. Мы понимаем, что это вряд ли возможно в ближайшее время, но стремиться к этому необходимо.
Беседовал Геннадий ЛЕБЕДЕВ |