Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия в 2006 г.



Общие положения

Контрольно-счетная палата Республики Хакасия, образованная Верховным Советом Республики Хакасия в качестве постоянно действующего органа государственного финансового контроля на основании Закона Республики Хакасия от 29.06.2005 года " О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия", приступила к своей практической деятельности в июне 2006 года.
За сравнительно небольшой период времени при активной поддержке Верховного Совета республики было решено большое количество вопросов организационного, финансово-хозяйственного и кадрового обеспечения, что позволило в течение 2 месяцев сформировать достаточно профессионально подготовленный рабочий коллектив. На основе проведенных 2 конкурсных отборов полностью обеспечена штатная численность Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия. Все штатные должности замещены специалистами с высшим экономическим, бухгалтерским и юридическим образованием, имеющими соответствующий опыт работы. Двое сотрудников обучаются в аспирантуре. В целях повышения профессиональных знаний трое сотрудников командировались в Счетную Палату Красноярского края для изучения практического опыта экспертно-аналитической и контрольной работы. За указанный период налажена информационная система обеспечения, созданы надлежащие бытовые условия для работы, на конкурсной основе в пределах законодательно утвержденного финансирования приобретена компьютерная техника, мебель и автотранспорт, произведен капитальный ремонт служебных помещений. Для закрепления принципа гласности в работе Контрольно-счетной палаты на сайте Верховного Совета Республики Хакасия созданы 3 страницы, посвящённые деятельности Палаты.
Методическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты осуществлялось на основе методик и стандартов Счетной Палаты Российской Федерации, изучения опыта работы Контрольно-счетных органов Красноярского края, Новосибирской, Иркутской, Владимирской, Оренбургской и др. областей. С учетом поступивших материалов разработано более 10 собственных методических документов, касающихся организации и проведения предварительного, текущего и последующего государственного финансового контроля, подготовлено свыше 15 документов, регламентирующих внутриорганизационные вопросы, порядок взаимодействия с контрольными и правоохранительными органами. Заключены Соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, с Прокуратурой Республики Хакасия, с Министерством внутренних дел Республики Хакасия, с Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Хакасия. Для рассмотрения вопросов организации и планирования работы, методологии контрольной деятельности, образована Коллегия Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия. В 2006 г. проведено 4 заседания коллегии, на которых рассмотрено 9 вопросов утверждения методики и технологии экспертных и контрольных мероприятий, планирования работы, результатов проверок.
В целях взаимодействия с органами муниципального финансового контроля Республики Хакасия, оказания им помощи организационно-методического характера, Контрольно-счетной палатой в соответствии с разработанным планом в июле 2006 года проведено 2 совещания с председателями органов представительной власти и контрольных органов муниципальных образований, по итогам которых подготовлено совместное Решение с рекомендациями, посвященными вопросам создания контрольных органов муниципалитетов, обеспечения их оптимальной штатной структурой. В целях оказания практической помощи для представителей муниципальных образований в качестве образца предложен Типовой проект Положения о Контрольном органе муниципального образования и примерная статья Устава муниципального образования, регламентирующая порядок формирования и работы контрольного органа. Для использования в практической работе муниципальных контрольных органов Контрольно-счетной палатой подготовлен "Перечень отдельных типовых нарушений, допускаемых органами местного самоуправления при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности", "Методические рекомендации по проведению проверки формирования и исполнения бюджета муниципального образования". Разработано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия и контрольного органа муниципального образования. Данное Соглашение заключено с контрольными органами муниципальных образований - Ширинский и Усть - Абаканский район.
В связи с имеющимися в Республике Хакасия проблемными вопросами организационно-методического характера при создании контрольных органов муниципальных образований, отсутствием единого подхода к структуре контрольных органов, Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия внесено предложение в план работы Ассоциации Контрольно-счетных органов Российской Федерации о проведении в республике в 2007 году совещания - семинара представителей Контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе с участием представителей Счетной Палаты Российской Федерации и органов государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия. В ходе совещания - семинара предполагается изучение положительного опыта организации работы и взаимодействия региональных и муниципальных контрольных органов Иркутской и Новосибирской областей, Красноярского края.
Практическая реализация задач, определенных законом Республики Хакасия "О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия", потребовала необходимость внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Республики Хакасия, регулирующие бюджетные правоотношения и связанный с ними порядок работы органа представительной власти республики. Контрольно-счетной палатой инициированы предложения в Верховный Совет Республики Хакасия о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия от 24.10.2005 № 69-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия", в Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 29.10.1997 № 83-5 "О Регламенте Верховного Совета Республики Хакасия (второго созыва) (с изменениями).
В отчетном периоде осуществлялось сотрудничество Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия с органами представительной и исполнительной власти Республики Хакасия, с территориальными органами государственной власти федеральных органов исполнительной власти. Действуя в рамках закрепленных полномочий, Контрольно-счетная палата своевременно получала необходимую информацию из Верховного Совета и структурных подразделений Правительства Республики Хакасия, из Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия и Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия. Руководство Контрольно-счетной палаты принимало участие во всех заседаниях Верховного Совета Республики Хакасия и его Президиума, участвовали в работе комитетов и комиссий Верховного Совета республики по вопросам, связанным с бюджетными правоотношениями. Проведено 9 рабочих встреч, посвященных организации бюджетного процесса и формированию межбюджетных отношений в Республике Хакасия, планированию и осуществлению контрольной деятельности с руководителями комитетов Верховного Совета, Министерств и комитетов Правительства республики, Совета муниципальных образований Республики Хакасия. Предложения и рекомендации Контрольно-счетной палаты доводились до сведения заинтересованных сторон и учитывались ими в дальнейшей работе.

Экспертно-аналитическая и контрольная деятельность

По результатам экспертно-аналитических работ, проведенных в рамках предварительного контроля, подготовлены заключения Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на проект закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 г.", на проекты законов Республики Хакасия "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2007 г.", "О внесении изменений в закон Республики Хакасия "О порядке образования и распределения Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия"". В заключениях Контрольно-счетной палаты сделан ряд замечаний, устранение которых позволило улучшить качество проектов бюджетов и формирования межбюджетных отношений.
Анализируя проект республиканского закона "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 г.", Контрольно-счетная палата отмечает, что он имеет более выраженную социальную направленность по отношению к 2006 г., о чем свидетельствует как общее увеличение финансирования социально значимых расходов, так и значительная доля социальной составляющей в утвержденных республиканских целевых программах. В законопроекте представлены 22 целевые республиканские программы на общую сумму 265 млн. руб., что в 2,3 раза выше законодательно утвержденного финансирования на 2006 г. Ряд республиканских целевых программ - "Жилище", "Социальное развитие села до 2010 года", "Развитие системы общего образования Республики Хакасия", "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями в Республике Хакасия на 2007 г." и др., напрямую связан с реализацией приоритетных национальных проектов в республике.
В целях развития ипотечного кредитования и реального сектора экономики в законопроекте о бюджете 2007 г. предусматривается увеличение объема средств на субсидирование процентных ставок по ипотечному кредитованию и субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, привлекаемых предприятиями реального сектора экономики.
Наряду с положительными аспектами проекта закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 г.", Контрольно-счетная палата отметила наличие в нем недостаточно проработанных вопросов. В частности, не в полной мере учтены вытекающие из динамики прогнозных макроэкономических показателей на 2007 - 2009 г.г. выводы об отсутствии возможности существенного увеличения доходов консолидированного и республиканского бюджетов за счет развития экономики республики, сохраняющуюся высокую степень дифференциации населения по доходам.
Прогнозирование доходов республиканского бюджета 2007 г. осуществлялось с применением недостаточно полных методов расчета по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, являющихся потенциальным резервом увеличения доходной части бюджета. В результате проделанной работы при принятии закона "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 г.", ряд замечаний и предложений Контрольно-счетной палаты по увеличению доходной части бюджета, были учтены.
Анализируя представленную в проекте бюджета 2007 г. расходную часть, Контрольно-счетная палата отметила ряд недостатков, связанных с формированием межбюджетных отношений. Так, несмотря на существенное увеличение в законопроекте предусмотренного объема межбюджетных трансфертов, недостаточно обоснованы расчеты их объемов для муниципальных образований, значительная доля межбюджетных трансфертов не распределена по получателям, что в конечном итоге может оказать влияние на финансовую самостоятельность муниципальных бюджетов. В процессе дальнейшей работы с проектом бюджета были изменены принципы распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями и установлены новые нормативы распределения налога на доходы физических лиц, увеличивающие доходную часть бюджетов муниципальных образований.
В заключении Контрольно-счетной палаты обращено внимание на достаточно низкий показатель расходов бюджета 2007 г. на организацию здравоохранения населения с одновременным "замораживанием" финансовых средств, ранее предусмотренных программой "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 г.г." на реконструкцию и строительство 11 объектов сферы здравоохранения, не предусмотрены финансовые средства на решение задачи по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости.
Анализ динамики фактической бюджетной обеспеченности переходящих целевых программ за период 2003 - 2006 г.г., свидетельствует об их ежегодном хроническом недофинансировании, что позволяет сделать вывод о наметившейся негативной тенденции разрушения целостной системы программных мероприятий, связанных по срокам и ресурсам и снижения эффективности использования бюджетных средств. Контрольно-счетная палата отметила несоответствие предполагаемого финансирования 9 целевых программ их законодательно установленным паспортам на сумму свыше 400 млн. руб., что может привести к невыполнению программных мероприятий и, соответственно, поставленных целей.
Давая оценку состояния предполагаемого финансирования объектов капитального строительства, предусмотренного в инвестиционной программе, Контрольно-счетная палата обратила внимание на его недостаточность для завершения ранее начатого строительства, что приводит к долгострою, физическому старению незавершенных объектов, а, следовательно, может потребовать дополнительных финансовых затрат на их охрану, корректировку проектной документации, на изменение устаревших технологических решений и оборудования. Характерным примером может служить ведущееся с 1995 г. строительство дома - интерната для детей - инвалидов в г. Абакане.
В ходе публичных слушаний и дальнейших обсуждений проекта бюджета 2007 г. в первом и втором чтении с учетом предложений и замечаний Контрольно-счетной палаты и депутатов Верховного Совета республики, были увеличены доходная и расходная часть республиканского бюджета на предстоящий год, что нашло законодательное подтверждение в законе Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 г." от 25.12.2006 № 78-ЗРХ.
Выводы и предложения Контрольно-счетной палаты по проекту закона Республики Хакасия "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2007 г.", касающиеся неполноты представленных одновременно с законопроектом документов, несоответствия структуры расходов установленной бюджетной классификации, сбалансированности доходной и расходной частей бюджета, в процессе дальнейшей работы были поддержаны депутатами Верховного Совета Республики Хакасия и в конечном итоге учтены при принятии Закона.
В связи с изменением методики распределения дотаций из Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия, Контрольно-счетной палатой проведена финансовая экспертиза проекта закона Республики Хакасия "О внесении изменений в закон Республики Хакасия от 08.07.2005 № 52-ЗРХ "О порядке образования и распределения Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия"". Новый механизм межбюджетных отношений изменил принципы распределения финансовой помощи муниципальным образованиям республики. Упорядочен порядок расчета фонда финансовой поддержки и упрощён порядок распределения стимулирующей части фонда между муниципальными образованиями, предусмотрена возможность полной или частичной замены дотаций дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц, что способствует не только развитию собственной налоговой базы органов местного самоуправления, самостоятельности их бюджетов, но и прямой заинтересованности муниципальных образований в развитии налоговой базы. Соответствующие выводы заключения Контрольно-счетной палаты поддержаны Верховным Советом Республики Хакасия при принятии Закона.
В процессе осуществления экспертной работы представители Контрольно-счетной палаты принимали участие в работе профильных комитетов Верховного Совета республики, согласительных комиссий по вопросам, связанным с дополнениями, изменениями и поправками, вносимыми депутатами по вышеуказанным нормативным правовым актам, при проведении публичных слушаний по проекту закона о республиканском бюджете 2007 года и при рассмотрении его в первом и втором чтении. Заключения Контрольно-счетной палаты по всем рассматриваемым законопроектам доведены до сведения депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
В рамках реализации контрольных полномочий за целевым и эффективным использованием средств бюджета Республики Хакасия, Контрольно-счетная палата в декабре 2006 года приступила к контрольным проверкам использования бюджетных средств на реализацию Республиканских целевых программ: "Электронная Хакасия", "Переселение жителей Республики Хакасия из аварийного и ветхого жилого фонда" на 2003 - 2010 годы, "Молодёжь Хакасии" на 2003 - 2006 годы, "Дети Хакасии - подпрограмма "Дети - сироты"" на 2003 - 2006 годы, "Школьный автобус" на 2003 - 2006 годы, на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006 году. Завершение проверок планируется в 1 квартале 2007 года.
Утвержденный Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 13 декабря 2006 года № 559 - 18 план контрольно-ревизионных мероприятий на 2007 год, подготовленный Контрольно-счетной палатой республики в совокупности с запланированными мероприятиями экспертно-аналитического и организационно-методического характера направлен на всестороннее исследование ключевых вопросов исполнения республиканского бюджета и бюджетного регулирования социально-экономического развития Республики Хакасия, улучшения взаимодействия её органов государственной власти и местного самоуправления.

Председатель Контрольно-счетной
палаты Республики Хакасия
О.А. Лях