Анализ реализации приоритетных национальных проектов в Республике Хакасия в 2007 году



В отчетном периоде сохранена устойчивая тенденция финансового обеспечения направлений реализации национальных проектов на уровне не ниже бюджетных назначений 2006 года, а по отдельным направлениям расходные обязательства запланированы и исполнены в значительно больших объемах по отношению к 2006 году. Наибольшее финансовое обеспечение за счет средств, как бюджета Российской Федерации, так и республиканского бюджета Республики Хакасия получили приоритетные направления национальных проектов «Здоровье» и «Образование» соответственно 447,2 млн. рублей (+197,5%) и 144 млн. рублей (+128%).
В ходе внешней проверки произведена общая оценка выполнения мероприятий по достижению установленных плановых значений приоритетных нацпроектов, поскольку в отчете об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2007 год расходы на финансирование вышеуказанных мероприятий характеризуются недостаточным уровнем прозрачности, лишь некоторые виды расходов идентифицируются по отдельным кодам бюджетной классификации, что не позволяет достаточно объективно выделить из общей суммы расходов бюджета финансирование конкретных мероприятий направлений реализации нацпроектов. В пояснительной записке к законопроекту не отражены общие расходы бюджета Республики Хакасия ни по одному из национальных проектов, отсутствуют индикаторы результатов реализации и достижения основных целевых ориентиров.


Национальный проект «Здоровье»

При запланированных на 2007 год общих объемах финансирования в сумме 447,2 млн. рублей на реализацию мероприятий нацпроекта направлено 438,8 млн. рублей средств федерального и республиканского бюджетов, в том числе финансирование за счет республиканского бюджета Республики Хакасия составило 133,3 млн. рублей, что практически соответствует уровню финансовых бюджетных затрат бюджета республики в 2006 году (135,5 млн. рублей).
Фактические бюджетные затраты на обеспечение государственного задания в 2007 году составили 101,7 млн. рублей, что на 32,3% ниже утвержденного. Плановый показатель (117,5 млн. рублей) обязательств федерального бюджета не исполнен по денежным выплатам врачей и медсестер участковой службы (-11,4 млн. рублей), медперсоналу ФАПов (-1,4 млн. рублей) и скорой медицинской помощи (-3,0 млн. рублей). В рамках софинансирования проекта для оснащения медицинским оборудованием из средств республиканского бюджета Республики Хакасия направлено 54,8 млн. рублей. За счет средств федерального бюджета в республику поступило 29 санитарных автомобилей на сумму 18,8 млн. рублей, в тоже время, не в полном объеме исполнены обязательства республиканского бюджета Республики Хакасия по оснащению автомобилями «Скорой помощи» (-1,5 млн. рублей).
На проведение дополнительной диспансеризации 40,1 тыс. человек работающего населения и работников, занятых на работах с вредными производственными факторами направлено 21,6 млн. рублей средств федерального бюджета. Однако обязательства федерального бюджета по диспансеризации работающего населения исполнены не в полном объеме (-1,5 млн. рублей), а в республиканском бюджете Республики Хакасия финансирование данного направления предусмотрено не было и фактически не осуществлялось.
В полном объеме исполнены в 2007 году обязательства республиканского бюджета Республики Хакасия по дополнительной иммунизации населения (9,9 млн. рублей). Вместе с тем, программы по иммунизации против гепатита В, против краснухи, против полиомиелита исполнены не в полном объеме (соответственно на 17,4%, 92,7%, 82%) в связи с недопоставкой соответствующих вакцин.
В рамках оказания высокотехнологичной помощи населению, лечением обеспечено 576 человек, при этом плановый показатель по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания (694 человек) в 2007 году исполнен только на 87,6%.
В целом, принятые в 2007 году меры по модернизации системы здравоохранения, улучшению доступности и качества медицинской помощи позволили улучшить в 2007 году основные показатели общественного здоровья населения. По сравнению с 2006 годом на 8,8% снизилась общая смертность населения и на 11,5% младенческая смертность, впервые за 15 лет снизилась общая заболеваемость населения (-2%) и получен положительный прирост населения (+0,1%), на 12,4% увеличена рождаемость населения. Вместе с тем, в ходе анализа реализации национального проекта в Республике Хакасия отмечается ряд факторов, негативно влияющих на обеспечение населения доступной квалифицированной медицинской помощью, имеет место неукомплектованность кадрами учреждений здравоохранения, основные средства мед. учреждений характеризуются высокой степенью изношенности, отмечается сложность с ремонтом высокотехнологического оборудования.


Национальный проект «Образование»

В 2007 году реализация национального проекта осуществлялась в Республике Хакасия по шести основным направлениям, включающим перечень мероприятий, имеющих утвержденные количественные и финансово обеспечивающие показатели исполнения в соответствии с Сетевым графиком реализации национального проекта.
Планируемая на 2007 год бюджетная обеспеченность мероприятий составила 122,1 млн. рублей.
Фактическое финансирование произведено с превышением федеральных и региональных обязательств и составило 144 млн. рублей. При этом следует отметить, что по четырем направлениям национального проекта количественные показатели и объемы финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2007 году выше, чем в 2006 году (больше на 21,1 млн. рублей). В полтора раза увеличились затраты регионального бюджета на оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием, что значительно превысило установленные плановые показатели по количеству поставленных учебно-наглядных комплектов (+51 ед.). В рамках республиканской целевой программы «Школьная парта» в первый год её реализации в школы республики поставлено 5500 комплектов новой школьной мебели.
В 2007 году в рамках утвержденных бюджетных назначений, но ниже уровня 2006 года осуществлено финансовое обеспечение государственной поддержки общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (-0,8 млн. рублей). Общие затраты федерального и республиканского бюджетов составили 15,0 млн. рублей, из которых 1,0 млн. рублей представлен республиканским бюджетом Республики Хакасия.
В направлении организации питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях, в 2007 году не удалось достичь запланированных количественных показателей по числу учащихся, прошедших профилактические осмотры (-1453 чел.) из-за отсутствия запланированного на эти цели бюджетного финансирования. Не в полном объеме исполнены обязательства республиканского бюджета Республики Хакасия по проведению иммунизации учащихся (-0,2 млн. рублей).
По итогам 2007 года только в 68 общеобразовательных учреждениях из запланированных 146 имеются медицинские пункты, оснащенные в соответствии с нормативами. Сохраняются незанятые должности 5 врачей-педиатров, и только половина имеющихся штатных должностей врачей-педиатров укомплектована врачами данной квалификации. Несмотря на значительное увеличение в 2007 году числа учащихся, получающих горячее питание, в общеобразовательных учреждениях (почти на 6 тысяч человек) не исполнены бюджетные обязательства регионального бюджета по финансированию горячего питания (-1,7 млн. рублей).


Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

Ежегодные плановые назначения по реализации национального проекта для Республики Хакасия предусмотрены Соглашением о взаимодействии Минрегионразвития Российской Федерации и Правительства Республики Хакасия по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» от 20.04.2006 № 60-ДХ с изменениями от 28.05.2007 № 25-Д.
Общий объем финансирования по вышеуказанному направлению составил 64 млн. рублей (при запланированном объеме 69,2 млн. рублей). При этом бюджетные обязательства республиканского бюджета Республики Хакасия исполнены только на 92,5% (64,0 млн. рублей). В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» фактическое финансирование составило 7,1 млн. рублей (при запланированном – 9,2 млн. рублей) и установленные Соглашением плановые назначения не выполнены. Отмечается по итогам 2007 года недофинансирование республиканским бюджетом Республики Хакасия и подпрограммы «модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства» (34,6 млн. рублей при плане – 36,1 млн. рублей). Указанные бюджетные назначения направлены на строительство объектов теплоснабжения в с. Таштып (6,8 млн. рублей), канализационных очистных сооружений в с. Аскиз (18,7 млн. рублей), очистных сооружений в п. Жемчужный Ширинского района (6,1 млн. рублей), очистных сооружений в с. Бея (7,9 млн. рублей).
В течение года по республиканской и федеральной схемам ипотечного жилищного кредитования выдано 343 ипотечных жилищных кредита и займа гражданам на сумму 263,3 млн. рублей, в том числе за счет республиканского бюджета Республики Хакасия обеспечено финансирование в объеме 246,8 млн. рублей (315 ипотечных кредитов). На субсидирование процентных ставок по ипотечному кредитованию жилищного строительства из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2007 году выделено 12,1 млн. рублей. Основными факторами, сдерживающими развитие ипотечного кредитования, являются отсутствие достаточного предложения на рынке жилья с учетом потребностей разных групп заемщиков, высокие цены на жильё и их быстрый рост, высокие банковские ставки и низкая платежеспособность населения.
Основными проблемными вопросами при реализации национального проекта в период 2006-2007 г.г. остаются:
- дефицит республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия;
- заниженная по отношению к фактической рыночной средняя стоимость жилья по Республике Хакасия, ежегодно утверждаемая Минрегионом России в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»);
- высокий уровень банковских процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам и низкая заработная плата молодых семей, нуждающихся в жилье.


Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»

Реализация национального проекта в Республике Хакасия осуществлялась в 3 основных направлениях: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК и обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. В соответствии с основными направлениями для Республики Хакасия на 2007 год сформулированы задачи и плановые значения по их выполнению с соответствующим бюджетно-финансовым обеспечением. Запланированные бюджетные вложения республиканского бюджета Республики Хакасия исполнены только на 63,2% (10,8 млн. рублей). Отмечается недофинансирование региональным бюджетом запланированных мероприятий, связанных с субсидированием расходов на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на оплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года (-3,9 млн. рублей), по кредитам, полученным на срок до 5 лет на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов (-0,3 млн. рублей), расходов на поддержку табунного коневодства (-0,5 млн. рублей) и др.
Не исполнены запланированные республиканским бюджетом Республики Хакасия на 2007 год назначения по финансированию направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК». При плане 1,0 млн. рублей бюджет обеспечил финансирование в объеме 70%.
Наряду с недофинансированием отмечается неполнота освоения выделенных бюджетных средств Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия. По состоянию на 01.01.2008 остаток неиспользованных субсидий, выделенных из федерального бюджета, составил 16,9 млн. рублей, что почти в 2 раза превышает остаток на конец 2006 года. Не использованы в полном объеме субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов (-2,3 млн. рублей), на развитие малых форм хозяйствования в АПК (-13,1 млн. рублей), что снижает эффективность использования бюджетных средств.
Несмотря на увеличение, по сравнению с 2006 годом числа потребительских сельскохозяйственных кооперативов (10), наибольшая часть работающих кооперативов связана с заготовкой, снабжением и сбытом продукции (8), а вопросами переработки сельхозпродукции не занимается ни один потребкооператив. В течение 2007 года не создано ни одного объекта по хранению и переработке сельхозпродукции. Снизилась по сравнению с 2006 годом рентабельность реализуемой сельхозпродукции в сельскохозяйственных предприятиях (с 13,3% до 8,2%), не достигнуты плановые назначения на 2007 год по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (-5 ед.).
На эффективность реализации национального проекта в Республике Хакасия отрицательно влияет ряд факторов, связанных в первую очередь с опережающим ростом цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами продукции сельхозпредприятий, что негативно влияет на рентабельность сельхозпроизводства, с сохраняющимся высоким уровнем импортной сельскохозяйственной продукции, с недостатками отечественной сельхозтехники и отечественных высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных. До настоящего времени сохраняется дефицит кадров в сельскохозяйственном производстве.



Заместитель председателя - аудитор
Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия
С.Н.Манахов