Анализ работы Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия в 1 полугодии 2008 года



В рамках выполнения плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на 2008 год, плана контрольно-ревизионных мероприятий на 2008 год, утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 19.12.2007 № 886-27, поручений Верховного Совета Республики Хакасия и прокуратуры Республики Хакасия, Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия проведен комплекс контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и организационно-методических мероприятий.

1. Контрольно-ревизионные мероприятия

В течение 1 полугодия 2008 года проведено 36 контрольных мероприятий, что в 2 раза превышает количество контрольных проверок, осуществленных Контрольно-счетной палатой за весь период 2007 года. На значительное увеличение нагрузки повлияли вступившие в силу с 01 января 2008 года изменения бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающие необходимость проведения проверок бюджетной отчетности 30 главных администраторов средств республиканского бюджета в рамках внешней проверки отчета об исполнении бюджета Республики Хакасия за 2007 год.
С использованием аудита эффективности проведено 30 контрольных мероприятий, т.е. практически все проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета Республики Хакасия. Что составляет 83,3% от общего количества проверок 1 полугодия 2006 года. В 2007 году аудитом эффективности было охвачено только 72% проведенных в течение года контрольных проверок.
В рамках плановых заданий и по поручению органов прокуратуры в 1 полугодии 2008 года осуществлено 6 контрольных проверок органов и учреждений государственной власти и муниципальных образований Республики Хакасия, что соответствует количественным результатам 1 полугодия 2007 года (6), вместе с тем, в истекшем периоде текущего года в 3 раза увеличилось количество внеплановых контрольных мероприятий по заданию прокуратуры Республики Хакасия (3).
Проверкам подвергнуто 36 учреждений и организаций органов власти и местного самоуправления Республики Хакасия, что соответствует количеству проверенных объектов за весь период 2007 года.
В ходе комплексной ревизии Министерства внутренних дел по Республике Хакасия установлены факты нецелевого, неэффективного расходования бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия и иных нарушений финансово-бюджетного законодательства на общую сумму 306,2 млн. рублей, в том числе, нецелевые расходы составили 245 млн. рублей, неэффективные расходы – 7,6 млн. рублей. Выявленная сумма нарушений только по одному государственному органу в 1 полугодии 2008 года более чем в 3 раза превышает финансовую составляющую нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой в течение всего 2007 года (99,4 млн. рублей). Факты нецелевого расходования бюджетных средств резервного фонда на сумму 147 тыс. рублей выявлены в ходе совместной проверки с прокуратурой Республики Хакасия Министерством финансов и экономики Республики Хакасия. В ходе проверки бюджетной отчетности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, проведенной в рамках подготовки заключения на отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2007 год установлен факт незаконного списания финансовых средств на сумму 19 431,1 тыс. рублей.
Проверками бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств республиканского бюджета выявлен ряд общих, характерных для всех исполнителей бюджета фактов несоблюдения нормативно утвержденных требований к составу предоставляемой отчетности, чему в значительной степени способствовали изданные Министерством финансов и экономики Республики Хакасия нормативные документы, регламентирующие порядок составления и предоставления бюджетной отчетности, не соответствующие по своему содержанию требованиям приказа Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 72Н, обязательного для всех уровней бюджетов Российской Федерации.
Для большинства главных администраторов бюджетных средств наиболее характерны нарушения финансово-бюджетного законодательства Российской Федерации, связанные с порядком формирования бюджетной отчетности:
- не указаны причины неисполнения бюджетных назначений по бюджетной и внебюджетной деятельности, по республиканским целевым программам;
- представлена недостоверная информация по дебиторской и кредиторской задолженности;
- не проведена в полном объеме инвентаризация данных документов, финансовых обязательств, расчетов с поставщиками и подрядчиками и др.

В рамках плана контрольно-ревизионной работы на 2008 год осуществлена проверка состояния бюджетной обеспеченности подготовки к лицензированию медицинской деятельности в 9 республиканских и 19 муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. По результатам проверки запланированная бюджетная обеспеченность на 2008-2009 г.г. составила только 44,4% от фактически необходимой, что значительно усложняет процедуру обязательного лицензирования и может негативно отразиться на уровне и качестве оказания медицинских услуг населению. В качестве отрицательных факторов, влияющих на состояние медицинской помощи, также определены несоответствие условий работы санитарным нормам и правилам у 37% проверенных лечебно-профилактических учреждений, использование морально устаревшей и физически изношенной медицинской техники, занимающей более 30% в общем объеме технической оснащенности учреждений, низкая (на 23,5%, ниже общероссийских показателей) обеспеченность медицинскими кадрами, отсутствие в Республике Хакасия профилей медицинской помощи, предусмотренных для субъектов Российской Федерации.

По результатам контрольных проверок в адрес руководителей проверяемых ведомств и учреждений направлено 6 представлений об устранении причин выявленных нарушений, материалы проверок направлены в прокуратуру Республики Хакасия.

2. Экспертно-аналитическая деятельность

В 1 полугодии 2008 года экспертному исследованию подвергнуты 6 законопроектов, предусматривающих расходы средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе, 3 законопроекта, связанные с внесением изменений в Закон Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов», 2 законопроекта, связанные с исполнением бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия за 2007 год и направлено заключение на отчет Правительства Республики Хакасия об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2007 год. Причем, в рамках исследования отчета Правительства Республики Хакасия за 2007 год, проведены анализы реализации в Республике Хакасия республиканских целевых программ и приоритетных национальных проектов, представленные в виде самостоятельных разделов заключения по отчету. Впервые при подготовке заключения на отчет об исполнении бюджета за 2007 год, в ходе внешней проверки бюджетной отчетности органов исполнительной власти Республики Хакасия главных администраторов средств республиканского бюджета, сделана оценка эффективности их деятельности за истекший период.
Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия за 2007 год свидетельствует о наличии в деятельности органов государственной власти недостатков в планировании бюджетных показателей как по доходам и расходам бюджета, так и по источникам финансирования дефицита бюджета, что имело место и в планировании бюджетных назначений в 2006 году. Бюджет 2007 года не исполнен в полном объеме как по доходам, так и по расходам. К основным причинам неисполнения бюджетных назначений, наряду с неудовлетворительным планированием, относится непривлечение администратором бюджетных кредитов и кредитов финансовых, кредитных и иных организаций, неиспользование средств из федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, нерациональное использование налоговых доходов и безвозмездных поступлений и др.
В ходе исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия имели место факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, подтвержденные выводами контрольно-ревизионных мероприятий Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия.
Поступление финансовых средств от государственной корпорации фонд содействия реформированию ЖКХ послужило основанием для внесения изменений в Закон Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов» и по предусматривающему эти изменения законопроекту №15-25/46-4 Контрольно-счетной палатой также подготовлено соответствующее заключение. В выводах контрольного органа обращено внимание разработчика законопроекта на отсутствие в пояснительной записке обоснованных расчетов по перераспределению субсидий между муниципальными образованиями, что затрудняет проведение подробного анализа вносимых изменений. Одновременно с законопроектом не представлены предусмотренные бюджетным законодательством Республики Хакасия материалы, характеризующие ожидаемый результат исполнения бюджета и ожидаемые итоги социально-экономического развития с учетом принимаемых изменений, нарушен утвержденный порядок применения и последовательность бюджетной классификации по вносимым изменениям.
Аналогичные нарушения были ранее установлены Контрольно-счетной палатой в ходе подготовки заключения на проект Закона Республики Хакасия № 15-25/35-4, предусматривающего внесение изменений в Закон о бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов.

В заключении Контрольно-счетной палаты, направленном в Верховный Совет Республики Хакасия и Правительство Республики Хакасия, на внесенный законопроект № 15-25/24-4 также предусматривающий изменения расходной части республиканского бюджета Республики Хакасия, обращено внимание представительной и исполнительной власти республики на необходимость дополнительного финансового обеспечения прохождения лицензирования лечебно-профилактическими учреждениями, сокращения дефицита Программы обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности и качества медицинской помощи для неработающего населения на погашение кредиторской задолженности по Республиканской адресной инвестиционной программе. Рекомендовано исключить необоснованно предусмотренные расходы на завершение работ по строительству цеха по механическому обезвоживанию остатков и в целом привести законопроект в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающего возможность увеличения расходной части бюджета только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений или сокращении отдельных статей расходов.
В результате экспертного анализа отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год установлено, что в течение 2006-2007 г.г. Фондом не проведен конкурсный квалифицированный отбор организаций для размещения, хранения и отпуска лекарственных средств, закупаемых централизовано, вследствие чего, заключенный в этих целях договор с единственным участником ГУП «Ресфармацея», не соответствует требованиям действующего законодательства. Имеют место нарушения условий государственных контрактов.
По итогам 2007 года в 4 раза возросла задолженность страховых медицинских организаций перед лечебно-профилактическими учреждениями Республики Хакасия, сложившийся размер платежей на неработающее население не покрывает суммы затрат лечебно-профилактических учреждений и требуется увеличение размеров платежей. Только на 76,5% обеспечена фактическая потребность финансовых средств по оплате дополнительных лекарственных средств. Контрольный орган обратил внимание исполнительной власти Республики Хакасия на значительное уменьшение в 2007 году безвозмездных поступлений из республиканского бюджета на обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан.
Предложения и рекомендации Контрольно-счетной палаты рассмотрены на заседаниях профильных комитетов Верховного Совета Республики Хакасия и учтены при обсуждении и принятии законопроектов на очередных сессиях Верховного Совета Республики Хакасия.


3. Меры, принятые органами государственной власти Республики Хакасия по результатам контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы

Представители Верховного Совета и Правительства Республики Хакасия приняли участие в расширенных заседаниях коллегии Контрольно-счетной палаты по рассмотрению и утверждению отчетов по результатам контрольно-ревизионных мероприятий. Все выводы и предложения контрольного органа по проведенным проверкам и заключением на законопроект рассмотрены на заседаниях соответствующих комитетов Верховного Совета Республики Хакасия и впоследствии поддержаны и учтены при рассмотрении их на сессиях Верховного Совета Республики Хакасия. Так, выводы Контрольно-счетной палаты о готовности лечебно-профилактических учреждений Республики Хакасия к процедуре лицензирования медицинской деятельности рассмотрены на сессии Верховного Совета Республики Хакасия с принятием соответствующего постановления законодательного органа с рекомендациями Правительству Республики Хакасия. Выводы контрольного органа подтвердила прокурорская проверка, проведенная на основании материалов, представленных Контрольно-счетной палатой и горрайпрокурорами Республики Хакасия объявлены официальные представления руководителям управлений здравоохранения и лечебных учреждений муниципальных образований, подвергнутых проверке Контрольно-счетной палатой.
Правительством Республики Хакасия при внесении изменений в Закон о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год увеличен объем финансирования на подготовку к лицензированию лечебно-профилактических учреждений.

По результатам проверки обоснованности расчета нормативов финансирования расходов на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования во исполнение представления контрольного органа Министерством образования и науки Республики Хакасия привлечены к ответственности ответственные за подготовку расчетов должностные лица, с учетом рекомендаций Контрольно-счетной палаты подготовлен проект постановления Правительства Республики Хакасия о внесении изменений в ранее действовавший нормативный правовой акт, регламентирующий порядок расчета субвенций муниципальным образованиям на дошкольные образовательные учреждения, готовятся изменения в расчеты нормативов в части применения поправочных коэффициентов.

Результаты комплексной ревизии использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия Министерством внутренних дел по Республике Хакасия, выявившей большой объем нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, направлены в прокуратуру Республики Хакасия и доведены до сведения депутатов Верховного Совета Республики Хакасия на очередной сессии Верховного Совета. Принято постановление Верховного Совета Республики Хакасия «Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия к Председателю Правительства Российской Федерации и Министру внутренних дел Российской Федерации по вопросу неправомерного финансирования федеральных полномочий Министерством внутренних дел по Республике Хакасия за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия и получен ответ Министра внутренних дел Российской Федерации о принятых мерах. Во исполнение представления контрольного органа в Контрольно-счетную палату Республики Хакасия представлена информация Министра внутренних дел по Республике Хакасия о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
По результатам прокурорской проверки, проведенной прокуратурой Республики Хакасия по материалам Контрольно-счетной палаты в Управление следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия направлено 5 материалов в отношении должностных лиц Министерства внутренних дел по Республике Хакасия для решения вопроса о привлечении их к уголовной ответственности, в отношении руководителя финансово-экономического отдела Министерства внутренних дел по Республике Хакасия возбуждено дело административного производства и материалы направлены в суд. Кроме того, внесено представление в адрес Министра внутренних дел по Республике Хакасия о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц и возмещении необоснованно выплаченных денежных средств.
По результатам внешней проверки бюджетной отчетности главного администратора средств – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, Министерством финансов и экономики Республики Хакасия признаны обоснованными выводы Контрольно-счетной палаты о необходимости восстановления необоснованно списанных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия расходов в сумме 19 431,1 тыс. рублей и предложено руководителю Минтранса Республики Хакасия устранить выявленное нарушение.
Министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в соответствии с предложениями Контрольно-счетной палаты и Министерства финансов и экономики Республики Хакасия издан приказ «О принятии мер по устранению нарушений, указанных в представлении Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия».
Всего в течение 1 полугодия 2008 года с учетом предложений и рекомендаций Контрольно-счетной палаты принято 2 Закона и внесено 3 изменения в действующие Законы Республики Хакасия, 2 постановления Верховного Совета Республики Хакасия, 2 постановления Правительства Республики Хакасия и один внесенный законопроект отозван Председателем Правительства Республики Хакасия для устранения выявленных недоработок. Кроме того, 2 законопроекта о внесении изменений в Законы Республики Хакасия о республиканских целевых программах рассмотрены Президиумом Верховного Совета Республики Хакасия и вынесены на рассмотрение сессии Верховного Совета Республики Хакасия в сентябре 2008 года. По материалам Контрольно-счетной палаты проведено 6 прокурорских проверок, возбуждено 1 уголовное дело.

4. Организационно-методические мероприятия

В течение 1 полугодия 2008 года руководитель Контрольно-счетной палаты принял участие в работе всех сессий, проводимых Верховным Советом Республики Хакасия и заседаниях Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, в том числе, на 3 сессиях была заслушана информация председателя Контрольно-счетной палаты по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В этот же период проведены 3 рабочие встречи руководителя контрольного органа с Председателями Верховного Совета и Правительства Республики Хакасия по вопросам урегулирования отдельных процедур контрольных проверок и рассмотрения предложений Контрольно-счетной палаты. Совместно с Контрольно-счетной палатой проведена коллегия прокуратуры Республики Хакасия, посвященная проблемным вопросам исполнения бюджетного законодательства органами исполнительной власти Республики Хакасия, на которой с соответствующей информацией выступил председатель контрольного органа.
Предложение Контрольно-счетной палаты по законодательному урегулированию вопросов правового положения и денежного содержания специалистов контрольно-счетных органов муниципальных образований нашло поддержку в принятом на 29 сессии Верховного Совета Республики Хакасия Закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия». Новым законодательным актом в Перечень должностей муниципальной службы включены единицы старших должностей, входящих в структуру органа внешнего финансового контроля муниципального образования.
Контрольно-счетной палатой подготовлен анализ работы контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Хакасия и проведено расширенное заседание Совета контрольно-счетных органов Республики Хакасия, посвященное итогам работы контрольных органов муниципалитетов в 2007 году. В работе Совета приняли участие депутаты Верховного Совета Республики Хакасия, представители Правительства Республики Хакасия, прокуратуры Республики Хакасия, руководители органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований республики Хакасия.
Результаты работы 9 контрольных органов показали их достаточную эффективность и целесообразность создания органов внешнего финансового контроля во всех муниципальных районах и городах.
Работникам контрольно-счетных органов муниципалитетов оказывалась постоянная консультативно-методическая помощь специалистами Контрольно-счетной палаты, в том числе, в процессе совместных контрольно-ревизионных мероприятиях, проводившихся в 3 муниципальных образованиях Республики Хакасия в период июнь-июль 2008 года.

В 1 полугодии 2008 года Контрольно-счетной палатой поддерживалось взаимодействие с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации и с Контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации по вопросам методики отдельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Так, при подготовке заключения внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета Республики Хакасия использовался опыт работы Счетных палат Владимирской области, Краснодарского края. Материалы контрольных мероприятий Счетных палат Красноярского края, Иркутской, Новосибирской областей использовались для организации контрольных проверок в муниципальных образованиях Республики Хакасия.
Руководитель Контрольно-счетной палаты принял участие в работе совещаний и конференций, проводимых Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации в г. Москве, г. Новосибирске, г. Твери, двое работников Контрольно-счетной палаты прошли обучение на курсах повышения квалификации в г. Москве и г. Новосибирске.

В рамках взаимодействия со средствами массовой информации в 1 полугодии подготовлено и опубликовано в электронных средствах массовой информации 8 пресс-релизов о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Руководителем Контрольно-счетной палаты сделано 3 выступления по республиканскому телевидению.